18.08 – 01.09.2003
К сожалению, не будучи компетентной во многих затронутых здесь областях, я не могу гарантировать полной достоверности и точности. Если какие-то моменты будут казаться сомнительными, то я не отрицаю возможность ошибки.
Участники:
Горохов К.Г. – руководитель группы,
Кочегарова Е.В.
Сизова А.В.
Лысун Е.В.
Целью нашего маршрута было восхождение на вершину 1748 м (далее – «Джаки», т.к. на карте вершина не носит собственного имени) хребта Джаки-Унахта-Якбыяна с заходом на нее со стороны р. Кур. Основная линия хребта проходит по границе Хабаровского и Амурского районов. Кур, берущий начало в южной части хребта Мяо-Чан, и Джаки-Унахта-Якбыяна на интересовавшем нас участке идут практически параллельно друг другу, протянувшись с востоко-северо-востока на западо-юго-запад. Далее Кур поворачивает на юг, огибая хребет с западной его стороны, и, соединяясь с р. Урми, образует р. Тунгуску.
Итак, ночью с 17 на 18 августа группа в составе 4 человек села в поезд, следующий до Сов. Гавани, рассчитывая до полудня 18-го прибыть в Эльбан. К тому моменту некоторые вопросы все еще оставались нерешенными: неясно было, каким образом мы все-таки будем двигаться дальше – могли возникнуть проблемы с транспортом, тем более, что за 3-4 дня до нас на выездной семинар в район хребта отправилась большая группа. Далее, мы довольно смутно представляли себе, что же нас ждет на том участке реки, откуда мы планировали стартовать. На решение этих и других вопросов отводились 1-2 суток пребывания в Эльбане.
Первостепенными проблемами стали поиск машины (достаточно большой, чтобы увезти за один раз четверых с багажом и лодками – нашими плавсредствами стали 2 резиновых лодки моделей «Нырок-4» и «Айгуль-21АП») и регистрация в лесничестве разрешения на проезд в нужный нам район, выписанного в ГУ природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР в г. Хабаровске, т.к. ведущие туда дороги были перекрыты лесхозом из-за пожарной опасности.
С машиной дело обстояло сложнее, большинство водителей отказывались ехать, ссылаясь на дальность и плохое состояние дороги. Советы местных искать транспорт на автовокзале не помогли. Попытка найти на нижнем складе попутный лесовоз также была неудачной. Тем не менее, в местном автохозяйстве мы нашли подходящую машину, водитель которой пообещал в скором времени забрать нас с вокзала и отвезти к самому Куру. Был и запасной вариант, но он предполагал отправку следующим утром.
В сторону реки ведет лесовозная дорога, проходящая между обгорелых сопок. Все-таки было очевидно, что пожары здесь обусловлены близостью лесозаготовительных пунктов, т.к. далее ниже по течению попадались участки начинающего сохнуть леса, абсолютно не тронутые огнем. (К слову, путь действительно был дважды перекрыт.) Сложно сказать, сколько времени заняла бы дорога из поселка до Кура в том случае, если бы все шло гладко, но из-за начавшей глохнуть на середине пути машины дорога затянулась. На месте – на мосту через Кур - мы оказались около 20-30, позже, чем рассчитывали.
Из-за дорожных неувязок и, возможно, плохого знания водителем тех мест мы оказались намного выше по течению, чем нам советовали не раз сплавлявшиеся по Куру туристы из Комсомольска-на-Амуре (Ю. Щеглов, т/к «Альтаир»). Этот участок реки считается ими не сплавным. Несколько километров ниже тянутся постоянные заломы, кое-где перекрывающие реку на всю ее ширину. Быстрое течение даже при небольшой глубине, вода очень чистая и прозрачная. Заломы, отсутствие опыта обращения с двухместными лодками у троих участников, перспектива неоднократных обносов – все это стало причиной решения сменить место старта после того, как был пробит «Нырок». У нас было 3 варианта дальнейших действий: 1) изменить планы и отправиться на перевал ближе к поселку, 2) дойти до удобного места, 3) договориться с лесозаготовителями или дорожниками, чтобы нас перебросили вниз. Нам удалось сговориться с одним из них, поэтому нашу группу перевезли на заброшенный лесозаготовительный склад, располагавшийся посреди горельника сразу за ручьем Дремучим, откуда комсомольчане и советовали нам начинать движение. Пройдя по болоту и лесу несколько километров дальше последней «опасной», отмеченной Ю. Щегловым точки, что заняло около 2х часов, мы спокойно спустились на воду (карта 2).
Путь оттуда до Курума, по которому мы планировали заходить на вершину, занял 3,5 дня – меньше, чем предполагалось. Мы почти не рыбачили, хотя возможность была. Река на том участке была намного чище и свободнее: за исключением нескольких обносов, нескольких длинных мелких перекатов (необходимо учесть, что мы попали на Кур при низком уровне воды) и упавшего поперек дерева река была вполне проходима. Нужно отметить также пороги «Закатный», «Эхо» и безымянный порог близ Ярапа (карта 1).
Наверняка ситуация меняется год от года, т.к. было явно видно, что река подмывает обрывы, из-за чего деревья клонятся расческами и срываются с расползающихся, местами довольно крутых берегов. В тех местах уже нет горельников (их вообще почти нет на обращенной к Куру стороне хребта), сопки покрыты лиственничниками, елово-пихтарниками, кое-где встречаются березняки. Практически на всем маршруте мы постоянно собирали бруснику, шиповник, несколько раз попадались грибы (чем ниже по течению, тем больше).
Интересно, что встреченные по пути звери (изюбри, медведь) и птицы (утиные выводки) порой подпускали нас совсем близко. В последние годы охотников в тех местах стало меньше, многие охотничьи избы, отмеченные на карте, оказались полуразрушенными. Некоторые избы мы не видели вообще: то ли они разрушены окончательно, то ли стоят далеко от воды. Один или два раза нам попадались избы, на картах не отмеченные.
Все же людей мы встретили и там, куда не добираются лесозаготовители – в месте впадения Ярапа мы нагнали группу байдарочников из Комсомольска-на-Амуре, а также рыбака на моторной лодке. Далее, после полудневки на Куруме мы, изменив первоначальные планы, перебрались на метеостанцию «Кур», откуда в сопровождении 2х ее работниц (всего в тот момент на станции было 3 человека) поднялись по ручью Ульхегте на вершину Белый Дед (1672), где установлен 12-метровый крест на сложенном из дробленого камня основании. Крест был виден за несколько дней пути до станции. Подъем можно условно разбить на несколько этапов: 1) выход по тропе вверх вдоль Ульхегты, пока ручей не начал надолго теряться под камнями (уже в верхней части ручья заметно начало облаков), 2) подъем по лесу с большим уклоном (до 65о), 3) полоса относительно крупного кедрового стланика, 4) курумники, 5) выход к кресту по гребню через камни и мелкий стланик. В районе креста поставлена палатка на деревянном каркасе с запасом воды и продуктов (карта 3).
В плане на горную часть отводилось 5 дней. Перед уходом с м/с был назначен 6-дневний контрольный срок возвращения. На самом деле мы провели в горах 4 дня, из них 1 день ушел на подъем к кресту, 2 – на подъем к вершине Джаки и 1 – на спуск по ручью Курум и далее вдоль берега Кура к метеостанции. Сотрудницы метеостанции утром 2 дня ушли обратно. На вершину мы не взошли из-за испортившейся погоды: в ночь со 2 на 3 день нас застиг ливень, сопровождавшийся сильным ветром на открытых участках.
Обратный спуск проходил по лесу, растущему на крутосклоне до 80о. Практически сразу мы подошли к началу одного из безымянных притоков Курума. Надо отметить, что в горах приходилось экономить воду, взятую с собой из Ульхегты, хотя вода шумела под камнями и на достаточно большой высоте, где на карте уже не проставлены ручьи, а при спуске мы быстро вышли к воде. По мнению специалистов, каскады на ручье (карта 3), образованные на крутых уступах, позволяют объявить его памятником природы, но из-за труднодоступности в этом нет необходимости. (Что интересно, в месте наших 2 и 3 ночевок и начала спуска были заметны следы давней локальной вырубки – вероятно, здесь велась расчистка места под вертолетную площадку). Из-за крутизны на некоторой части спуска пришлось использовать ФСУ. В нижней части сопок, как при подъеме, так и на обратном пути, вдоль ручьев пролегали отчетливые, хотя временами исчезающие в кустарнике звериные тропы, а вдоль Кура до метеостанции ведет хорошая тропа.
Из-за дождя уровень реки резко поднялся на полметра или более, хотя к моменту нашего возвращения вода уже начала спадать. Остальной участок сплава от м/с «Кур» до моста, через который ведет дорога из пос. Санболи, был пройден за 2 дня по 0,5 дня работы каждый. От моста на попутной машине мы добрались до Санболей, откуда на поезде в ночь на 01.09 выехали в Хабаровск.