– А что там, в горах-то?

– ...Нууу... ...Брусничка поспела...

(Из разговора с хорошим человеком Игорем Устюговым)

Не один раз спрашивали меня: «А категория сложности какая?» или «А почему не подальше куда?» и т.д. ...Могу легко подсчитать километры, порассказать о крутонаклонных сыпухах, траверсах по ребру шириной порой меньше полуметра, работах на веревке в каньоне... Про обносы на воде могу рассказать... Но... Мечта и... ...душа... не измеряются километрами, баллами и коэффициентами. Не измеряются...

Ноябрь 1997 года. Более 10 лет назад. Я в составе группы туристов ДВГАПС (университетом путей сообщения академия станет позже) нахожусь на станции Санболи, ожидая машины, которая повезет нас на Стерегущее копье, Трубу и остальные пещеры района. Раннее утро, ясно. На горизонте восходящее солнце высвечивает заснеженные вершины. Хребет Джаки-Унахта-Якбыяна. Я, урожденный волжанин, проживший ряд лет в Белоруссии и не столь давно приехавший на Дальний Восток, впервые увидел, что Хабаровский край – действительно горная страна... ...А потом была поездка по мари в низкобортном «Литайсе»: хребет приблизился в разы, и поднявшиеся до облаков вершины слепили глаза отраженным солнечным светом... ...Я поднимусь туда. Я уже тогда решил. И стал учить наизусть непростое название хребта J.

…Лишь пять лет спустя, осенью 2002-го, получилось более-менее всерьез заняться идеей похода на Джаки; мероприятие планировалось как Большой Летний Клубовский Поход. Собирались данные по реке Кур, являющейся единственным реальным вариантом «подхода к» - «перемещения вдоль» - «отхода от» горного хребта; спасибо Юрию Щеглову (Комсомольск-на-Амуре), его описаниями и подсказками мы пользовались в том сплаве, достаточно серьезном для нас, тогда «едва-едва водников». В первоначальном плане стояло два горных кольца, на обе доминирующих вершины хребта  - г. Элеор (1796 м) и непоименованную на карте вершину 1748, которую мы привыкли называть Джака. Правда, тогда с горами не получилось: сократившееся количество имевшихся на поход у нас дней заставило отказаться от первого кольца; ливневые дожди «смыли» нас с гор на втором. Да и не дотянули мы – я и трое девчат с начальным пешеходно-туристским опытом; такая вот несиловая-нетехничная команда подобралась у нас тогда. Маленечко не хватило тогда и моральной зрелости. ...За нами остались вершина Белый Дед (1672 м, «Дед», «Крест») в районе метеостанции Кур, увенчанная православным крестом, и с полдюжины «наших» водопадов в распадке на одном из истоков ручья Курум. И идея вернуться... Редко про какие места мне хочется сказать – «мои»...

Еще пять лет. Прошлый год с Джаками не вышло. «Кризис личной жизни» плюс сложности с подбором участников. У ребят состоялись Саяны и Кодар. Я продурачился в городе. ...Осенью решил для себя – в следующем году – Джаки. Надо... Очень... Хоть как... Хоть вдвоем...

...Вдвоем и поехали. Как-то так получилось...

...Сказочное начало: никогда ранее не видевший нас Игорь Устюгов не смог по причине поломки машины забросить нас к реке; взамен он нам нашел целый попутный лесовоз, встретил на станции и принял у себя дома до следующего утра как своих. Его жена Люба и дочь Таня тщательно проследили за нашей накормленностью и экипированностью. В заключение Игорь устроил нам полушуточный миниразнос за попытку материально отблагодарить за заботу... ...Машина оставила нас на мосту, под которым тек он. Кур. Живой. Настоящий. Потом был почти целый день поочередных «поплыли» и «обнос, потащились», но это даже здорово было порой – почти везде прорубленные сквозь кусты проходы по берегу не выматывали особо, а жимолость... О, жимолость! Крупная и спелейшая, густо-густо по берегу и по самой кромке – чалься чуть не к любому обрывчику и ешь, выбирая куст по душе и вкусу. А днем позже обрыв в устье Горелой досыта накормил голубикой и дал порадоваться первым стланикам. ...Радовались им, как дети, будто забыли, каково нам придется в тех же самых стланиках в горах.

...Река бежит... Да, Кур – мужского рода, однозначно. Стремительный, сильный. Первый день сплава, где река еще не широка, внимательно следишь за заломами – любые описания могут подвести, стоит воде в реке подняться и наново перемыть косы и заломы. А сядешь тут на бревно посреди реки – так а ну-ка слезь: скорость течения регулярно превышает и 10, и 15 км/ч. Все косы – в изломанных и измочаленных деревьях. Конечно, не «белая вода»; но когда в десятки секунд ширина реки меняется от полусотни метров до слалома меж завалами в пять метров шириной – хватает и маневров, и эмоций, и ...радости... ...В воде стремительно, сливаясь в беспрерывную цветную ленту, пробегают камни. Вода то прозрачна, то чуть подвзмучена взвесью песка, который взбивает струями на поворотах.

...Река и берега ее сильно изменились за пять лет. Совсем сгнили избы на Джапталане и Колбакане. Домик на  Юконях сгорел, зимовье на Нижней Бирандже смыло паводком... Исчезли куда-то камни с прижима в районе ниже Колбакана; на этом месте, названном нами «порог Эхо» за звонкие ответы прибрежных скал на наши голоса, в прошлый раз Лене с Аней нахлестало в «Нырок» воды чуть не по самые борта. А нас сейчас – чуть покачало на волнах, и только. Порог «Закатный» на Нижней Бирандже все же подмочил нам вещи, но это не его заслуга (он легко обходится левым краем), это наше желание залезть в «бульки», предварительно не проверив герметичность упаковки вещей. А волну-бочку на Ярапе скрыла поднявшаяся из-за ночного ливня вода: вчера поостереглись идти под ночь (опять не все вещи упакованы), а сегодня – волны веселые, но самой бочки – нет. ...А на Куруме был в свое время галечный обрыв в 2 метра высотой; так смыло весь! – теперь там галечный плоский пляж; а камни, видимо, перетащило к метеостанции – этой мели и намытого островка, говорят, не было еще по прошлому году.

...Удивительный мир... Вроде и сплавами народ тут ходит нередко. И охотничьи избы и путики в достаточном количестве. ...Вчера на затишке отложили весла и разговаривали. Течение и ветер развернули лодку: у нас за спинами – едва ли 20 м наберется – лось. Стоит и смотрит на нас. Ага, заметили! И вроде как убегает, но столь неспешно и вальяжно, что ясно – это он лишь для проформы. Интересно, сколько зверья вот так проводило уже нас взглядом вниз по реке?

Утки убегают от нас, да с каким шумом. Заслышав из палатки такие всплески в одно утро по туману, уж решили – не иначе медведь купается! ...А вот бакланы менее пугливы – один подпустил метров на 7-8, прежде чем все же решил перелететь на новое место; другие перелетают с косы на косу впереди лодки уже какой километр.

... А на зимушке на Рогаче – вот что-то дернуло пойти на пару посмотреть, как там на тропе лежит вытащенная на берег лодка?! Уж который час мы к той поре были на избушке – дров наготовили, мусор сожгли, ужин сварили, разговариваем все время... Так вот, та кабарожка стояла между углом дома и лодкой! Стоит, смотрит, а расстояние – и десятка метров нет! Чу! Убежала... Но стоило нам на следующее утро отчалить и отплыть едва метров на 50 от домика – гляди, Лен! – тут как тут. Идет прямо по тропе! Мимо дома и дальше кустами! Экологический патруль? Докладываю: мусор сожжен, костер затушен! ...Кстати, косуля перед Байбалом нас тоже не боялась; ведь целая река между нами – прошлась неспешно по косе, постояла на гальке, фотографу попозировала, пошла...

А вот рыба забижает. У меня просто неверные мыслеформы, да, Лен? Сказал перед сплавом: «Одна яма – один ленок; чтоб поесть»; так и получается. «Вторые» и «третьи» ленки регулярно подплывают к блесне и плавают рядом с ней. Не бросаются, видимо, так – из любопытства. Специально попробовал – вожу блесну спиннингом прямо перед ногами с обрывчика туда-сюда – он уже третий круг нарезает за ней без поклевок. Менял блесны, леску; со стороны эти манипуляции казались баловством; меня же эти дефиле чуть из себя не выводили. И так целую неделю – одна рыбалка – один ленок. Правда, того, больше чем полуметрового, нам двоим на Бирандже хватило и пожарить, и сварить на весь день. ...А на Ярапе поднявшаяся ночью из-за дождей вода помешала «промышачить» яму.

...Устье Улуна. Крайняя ночевка. Если мышачить, то сегодня. Луна даст нам на это от силы час. Днем «пристрелялись», и ночью топляк, от которого будем бросать, уже не выглядит страшным. Лена дремлет... Третий заброс. Удар! Не взялся; но сонливости как и не бывало. Еще заброс, еще: есть! Бьется, свечкой прыгает; невелик, но – боец! Лена шепчет тихонько: «Все как папа рассказывал...» - это ее первая ночная рыбалка. У меня – первая ночная удачная. ...Второго, взявшего прямо на звездной дорожке, дал выводить Лене. Уже поднимается луна – желтая, как кусок сыра. Скоро клев оборвется. ...Уже по лунной дорожке плывем на наш берег. В лодке лежит третий... ...Спасибо...

...Но до Улуна еще были горы. Наш Элеор. И наша Джака.

На Элеор заходили с Нижней Биранджи. Гору было видно вчера с воды несколько раз. Хотя с реки было непонятно, как карабкаться по этой кажущейся чуть ли не вертикальной сыпухе. А по прошлому разу помнится – имеющие размер в метр и более каменья могут лежать «в режиме ожидания потери равновесия» под углом в 50-60 градусов, а местами и в 70, пожалуй.

...День подхода. Сперва продирались то одним берегом, то другим вдоль реки через багульники, ельники и шаломань; в одном месте ручей вообще спрятался чуть ли не на километр среди коряг, кустов и проточек. С обеда идем, постоянно меняя берег с косы на косу по камням; то и дело впереди показывают Элеор. Наш заход верный: справа по ручью Шумному пришлось бы потом долго ползти вверх-вниз зубчатым сильно осыпным траверсом. Слева по Ветвистому в самом начале пути долго бы выползали из болот и горельников.

...К обеду второго дня стал накрапывать дождик. Среди промокших насквозь толстенных мхов находим за выворотнем площадку точь-в-точь под палатку. Завтра – наверх. Сегодня тоже не по равнине шли – средний уклон в лесу – градусов 25-30; из-за тумана и облачности почти все ориентирование шло по взятому вчера азимуту. Нами сформулирован девиз: «Пеший туризм – фитнес для избранных!» Наколдовав погоду, ложимся спать.

...Поутру сыро. Видимость, конечно, не нулевая... Но, подойдя к сыпухе, можем указать точнее – видимость колеблется от 20 до 50 м. Мы прямо в пелене облаков. Но сверху должно быть солнышко – значит, как оно взойдет повыше, нагретый воздух вместе с клубами пара подымется вверх. Там и сориентируемся. Начинаем подъем; с собой набор необходимых мелочей (перекус, вода, куртки, фото, проч.).

Первые сотни метров набора высоты ползем по сыпухе с уклоном от 40 до 50 градусов. Все не так сложно, как можно было подумать. Хотя и не совсем приятно – осыпь узкая, сырая и подвижная местами; траверсируем склон туда-сюда; справа и слева обходу препятствуют скалы. ...Интересна последняя сотня метров первого подъема – осыпь переходит в покрытый толстенным слоем мха вперемежку с багульниками и стланиками склон. Уклон градусов в 70; интересные ощущения получаешь, когда, подобно зимней работе кошками по фирну, вырубаешь носком ноги ступени во мху.

...Как и ожидалось, облака подымаются и разбегаются. Не сразу. Раз! – на пяток секунд открыли мир – яркий, сверкающий ковер зелени вперемежку с свежеумытыми росой сыпухами и причудливыми скалами по соседнему гребню – и снова полста метров едва видать. ...Танцующие облака приоткрывают то тот, то иной уголок мира под нами и впереди нас... В долинах и распадках гуляют туманы... Вокруг перепархивают кедровки; может быть, те самые, которые вчера полдня комментировали с елей своими трескучими голосами нашу палатку, костер и нас самих. Под ногами – белая кладония («ягель») вперемешку с багульниками. Напоказ выставляют себя бруснички и «высокогорные» маслята (эти товарищи будут встречаться нам весь подъем, до самой вершины). Стланик созрел! – на обратном пути наберем шишек: разнообразить наше меню и привезти в Хабаровск для родных. После небольшого отдыха продолжаем подъем.

...Выход на траверс не сложен. Складываем на вершинке, с которой подъем переходит в подходы к основной вершине, тур-указатель – на случай, если на обратном пути вновь пропадет видимость. Здесь кто-то был до нас – на соседнем взгорке между камнями явно искусственно загнанный туда ствол стланика. Оставляем рюкзак; забрав кофр с фотоаппаратом и мелочами, движемся дальше.

...Вокруг все танцуют облака... Самые замечательные воспоминания мои о вершинах – именно такие: переменчивый, ежеминутно меняющий краски мир там, подо мной. А я над ним. Почти лечу...

...Набежавшие вновь облака не дают понять, является ли возникающий впереди подъем основной вершиной, или это очередной промежуточный бугор. Ждем –  не виднеется. Решили верхом. Не угадали, но позабавились: в паре мест гребень на траверсе столь остер, что невольно приседаешь и идешь на четвереньках.

...Вершина красива. Бесспорно возвышаясь над хребтом, находящаяся на стыке трех отрогов, она вместе с разошедшимися облаками позволяет нам увидеть все окрест. Вон Джака; Баджал; это – Кур, там – «Закатный» порог и начало нашего пешего пути; вроде как видно Болонь... закрепляем упавший триангул, пишем записку, фотографируемся... Мы – здесь... Завтра Лена спросит: «Ты уверен, что я была там?» Да, родная, мы оба – были...

..На обратном пути вновь набежали облака. Ориентировались по сложенным турам и примеченным по пути к вершине маслятам и сыроежкам. 10 километров. 10 часов. Воплощение мечты…

Еще два дня водой. Путь на Джаку начался со знакомства с еще одними замечательными людьми. Ира и Андрей на метеостанции четыре года; они сменили наших прежних знакомых Галю и Тоню. …Дорога часто дарит знакомство с хорошими и добрыми людьми. В городской суете ну-ка найди того, кто, не зная тебя ни чуточки,  примет, накормит, поможет…

…Интересно знать, что заманило их сюда. Глушь, от родины далеко, завоз продуктов лишь дважды в год, а остальное время за исключением гостей с реки – вчетвером, а то и вдвоем. Каждые три часа, независимо от времени суток, сезона и погоды –  съемки показаний метеоприборов и передача данных  морзянкой. Во внерабочее время – все на свете, начиная от огорода и обслуживания дизеля до выпечки хлеба и постройки бани. Все сами. На вопрос о приготовлении хлеба (настоящего, в печи!) узнаем, что это знания, передаваемые «по наследству» от метеоролога метеорологу. Равно как не учат в новосибирской метеобурсе ни аварийному ремонту «Бурана», ни охоте с собаками на медведя-подранка… Так все же – почему метео, почему Кур? «Романтика» - ответ; и нам, туристам, становится немного завидно…

Баня, сборы в дорогу, беседы под чай. Узнаем, что Ира с Андреем практически не едят грибы, так как недостаточно в них разбираются. Обещаем по выходу накормить их – подберезовиков с белыми в этих местах в достатке. Ложимся спать пораньше – завтра поутру в путь…

Ульхегда. В прошлый раз этот небольшой ручей запомнился нам в первую очередь многочисленными осиными гнездами по берегам и звериным тропам; и первую часть пути идем чуть не крадучись. Обед на берегу, наполнение тары водой – и вверх. Выбираем отличающийся от прежнего маршрут – тогда крутые осыпи с местами подвижными камнями весь подъем держали в напряжении; выбираем путь по отрогу, который должен быть длиннее, но положе.

Сперва ничего; по лесочку да по сыпушкам набираем вверх метров шестьсот. Но дальше местность карте соответствовать отказывается; нарисованный пологий подъем представляет собой в реалии серию вершин с достаточно большим перепадом высот. И пояса стлаников выше человеческого роста выматывают так, что отдыхать приходится чуть ли не каждые десять шагов. К той поре, когда стало окончательно ясно, что старый путь все же был легче, произошло два явления – в километре от нас из-за перегиба выплыл крест, украшающий вершину Белый Дед, и пошел дождь. Мокрый камень является опасной опорой на таких уклонах; даже «посуху» километр траверса по такому гребню займет не меньше часа – решаем бивачиться. Но для этого пришлось переложить не одну глыбу, пока получилось создать на склоне подобие ровной площадки, на которой поместилось ровно 2/3 палаточного дна, остальное свисает с уступа. Ложимся спать, найдя анатомически удобное место среди выпирающих камней…

Начавшийся ночью ливень с грозой продолжался с перерывами по полчаса почти сутки. Сорванный с растяжки тент прилип к палатке, и наш провисший участок дна к утру набрал в себя, как в бассейн, литров десять воды. Лена делает и запускает кораблики; пользуясь оказией, беспрестанно пьем чай, уничтожая запас сахара; режем из бумаги и разрисовываем ручкой карты, играем в дурака и т.п. Похолодало изрядно. Осень? Ночью Лена заговаривает молнии бить мимо.

…Утро третьего дня подъема начинается с воплей снаружи – Лена встречает солнце. Пелена облаков в долине, и чистое небо над нами. И правда, ура! Сборы; через два дня и один час с момента выхода мы на крестовой вершине. В прошлый раз управились за день.

Крест; в основании – тубус с тетрадкой. Открываем – за пять прошедших лет лишь одна запись! А ведь раньше за лето чуть ли не десяток! Перестали массово ходить сюда люди. Невдалеке остов от сгнившей брезентовой палатки, в которой мы ночевали в прошлый раз; стол и лавки крепки еще; из груды мусора извлекаю рабочие топор, пилу и примус. Ставлю на стол – в музей вершины Белый Дед. Фото на память – в путь на северо-восток, туда, где Джака.

По пути посещаем два «наших» места – Красную и Белую полянки. Первая – подвешенная среди скал плоская терраска, на которой каким-то чудом есть вода; почему она не убегает сразу промеж камней – не понятно. Цвет полянки заметен издалека и обусловлен зарослями карликовых брусники и голубики, ягодки которых возвышаются над землей едва ли на семь-восемь сантиметров. Среди мхов и ягод – «окно» родника, на дне которого струи шевелят корнями трав…

Белая полянка – место нашей давней ночевки; по чьей-то информации – недовырубленная вертолетная площадка. Выбеленные погодой, брошенные стланиковые стволы дали поляне название и позволяют опознать ее с расстояния в несколько километров. Здесь брусника уже не карликовая, наоборот – солнечный склон усыпан ягодой, которой порой висит по десятку-полтора на веточке – никогда такого не видал. И наши дрова. Наши пятилетней давности дрова! Это… здорово… Оставляем заброску – часть продуктов, воды, горное снаряжение – мы еще вернемся сюда после горы и пойдем вниз по ручью Курум на водопады. А пока вверх, ближе к Джаке. Все, что пойдем сегодня, не придется карабкаться завтра.

Потрясающее место для ночевки. И сама Джака в убранстве скал, и вершина Харпи, Кур и Ярап в долине, видные за километры пенные струи безымянного ручья на склоне противоположной горы… Кто-то ночевал здесь до нас: геологи, топографы? Не туристы – в остатках лагеря толь и деревянный ящик. Костром и коньяком заклинаем назавтра погоду.

…Четвертый день. Сегодня пройдем то место, где в прошлый раз были смыты дождем. Сегодня будем на Джаке. Не совсем понятно прохождение одного участка на подъеме, но наверняка вблизи он не окажется столь отвесным (как и случилось)…

Поднимаешься по осыпи вверх. В небе, в дымке, солнце выходит из-за перегиба склона; ты тоже в дымке; чуть ниже – облака. Оглянешься вниз – на облаках твоя тень, а вокруг нее ореолом  - радуга!... Поднимешься чуть выше – и ореол вокруг твоего силуэта уже сразу из двух радужных колец… Чудо…

Подъем оказался достаточно прост; с точки зрения туризма Элеор как вершина гораздо сложнее. Но… Это же Джака… И не в пяти или скольки там годах дело. Не сам подъем и записка в туре важны. Взойдя сюда, сколько светлого и волшебного мы видели; сколько еще ожидает на пути вниз.

…Набегают облака. Слева, в ранее недоступной нашему взору долине, то выплывают из них, то снова прячутся каменные шпили, башни и бастионы, над которыми в отдалении высится Замок – так мы назвали неподписанную на карте соседнюю вершину, подъем на которую что из долины, что по гребню – уже реальное восхождение горного класса. А на саму Джаку можно вполне подняться зимой на лыжах. Это, в купе с подъемом вверх по Куруму по льду замерзших водопадов, - идея  на следующую зиму.

Гора двугорбая. В картах первая вершина означена доминирующей; чуть ниже по склону под ней сломанный деревянный триангул; записки нет. Складываем наверху свой тур, получившийся похожим на китайскую пагоду. Но свою записку и конфеты для «последователей» несем на дальнюю вершину – визуально она и вблизи, и все время подхода кажется выше. Высотомера нет, но пусть так –  мы взошли на обе.

Назад идем в облаках, долины не видно совершенно. Проходим идеальное для установки палатки место – ровное, без камней и кустов. «Не иначе место посадке НЛО!»  – перед прошлым походом нам пришла информация, что весь хребет паранормален, опасен, посещаем инопланетянами. В общем, подыматься советовали лишь в резиновых сапогах J

…Назад к палатке идем ближе к гребню – путь проще, да и всю долину Курума видно. Вниз убегают даже не распадки – каньоны. Там внизу наверняка тоже шумят водопады…

Ночуем на Белой полянке; костер из наших «пятилетних» дров. Потрясающие ощущения. На следующее утро прямо с полянки уходим вниз.

…Вода скоро появляется меж камней. Ее меньше, чем в прошлый раз, но водопады самые настоящие. Какие-то из них мы видим впервые – пять лет назад, из-за отсутствия опоры над предпоследним из них, не смогли закрепить веревку и спуститься, ушли вбок на перегиб гребня.

Сложно определить, сколько их встретилось – порой не скажешь, один это многоступенчатый, или серия отдельных водопадов. Больше десятка. В процессе фотографирования в уме даешь «рабочие» названия, которые наверняка приживутся: «Екатерина-сан», «Пряди», «Мельничка», не менее чем двадцатиметровая «Молния», скрывающиеся в завалах умерших стволов «Бревна»... Участок спуска проходим с веревкой – водопад в какой-то момент бежит вниз прямо по ногам… Вернусь. Обязательно. Уходим по ручью к Куру.

…Знал ли охотник, сделавший в низовьях Курума солонец, насколько он облегчил задачу паре туристов – если в прошлый раз мы в основном ломились сквозь кущи и шли по лесу, то сейчас полдороги было пройдено по набитым звериным тропам. Идти легко; ночуем на реке. До метеостанции час пути, но не идем – хочется побыть здесь…

Поутру выходим на тропинку и идем, собирая грибы исключительно вдоль нее. Как и ожидалось, их в достатке – большая сковорода с верхом с учетом тщательного отбора кандидатов на жарку. Правда, угощаем мы уже не Андрея и Иру, которые буквально день назад уехали в Хабаровск, а сменивших их, приехавших из отпуска Рому и Олесю. И снова повторю – мир полон хороших людей; причем в лесу и в дороге их встречаешь больше. В городе… их не видать за негативом и серой массой, видимо…

…И еще полтора дня сплава. Упоминавшаяся ночная рыбалка на Улуне; обнос неожиданно возникшего поперек реки залома; слалом меж коряг и стволов на достаточно узкой и быстрой протоке; кедры до небес по берегам… … Позади на горизонте порой видны Харпи и Джака. Мы еще увидим их с финальной точки нашего сплава по Куру – моста на лесовозной дороге с поселка Санболи. Мы увидим и их, и Элеор, и Алькан, когда нас будет подбрасывать в кузове грузовичка, полного фляг с медом и сотовых рамок, на буграх бегущей по мари грунтовке. Мы еще увидим их…