И пусть горит все синим пламенем

 

…Статья сия вовсе не рассчитана на то, что откроет новые, доселе неизвестные истины. Ибо ориентирована она вовсе не на туристов со стажем, а на людей, соответствующим опытом не богатых. Начинающих, но желающих, так скажем. Итак…

 

…В какой-то момент Вы решили, что поиск дров дело порой нудное, а подчас (как, например, на сопке Двух братьев, а также в ряде случаев в горных походах в безлесной зоне, в зимнем походе малой группой при большом снеге) и весьма затруднительное. Либо Вам просто хочется большего комфорта и экономии времени в обмен на некоторый излишек веса в рюкзаке (вполне покрываемом, возможно, отсутствием в снаряжении группы двуручной пилы, например). Либо вы созрели до ПБЛа – подземного базового лагеря. Либо… Короче, Вы решили, что пора, ПОРА ХОДИТЬ В ПОХОД С ГОРЕЛКОЙ. И необходимо решить, что именно нам необходимо. Например, какое топливо наша горелка будет «есть». И не только.

 

Зачастую в первую очередь нас все же (не всегда правильный подход!) интересует ЦЕНА. А она часто обратно пропорциональна качеству (законы экономики J).

На рынке китайцы продадут Вам газовую плитку (в наличии разнообразные модели, компактные и не очень) рублей за 500, плюс четыре баллона за сотню (цены названы почти от фонаря, т.к. могут варьироваться в значительной мере от конкретного рынка, торговца, вашего желания торговаться и ряда других факторов). Качество такого товара может также сильно отличаться в различных случаях. Иногда плитка рабочая, и даже очень ничего. Иногда вскорости начинает травить и чудить. Раз на раз, как это часто бывает с товаром  Made in China.

 В магазинах родного города (А ведь здесь могла быть ваша реклама!J) газовый фирменный Camping gas, либо Coleman (сосредоточимся в первую очередь на этих фирмах – как наиболее часто встречающихся) стоит от тысячи и больше плюс каждый баллон от 150 до300 рублей (в зависимости от объема баллона и места покупки). Корейские аналоги несколько дешевле – горелка стоит от 600 рублей.

Можно приобрести бензиновый примус. Отечественный «Шмель» и ему подобные в тех же магазинах можно приобрести за те же тысячу-полторы-более, зато с топливом проблем меньше (об особенностях эксплуатации - ниже). 

Есть еще в природе и мультитопливные горелки («едят» все, кроме сена и сгущенки, правда за универсальность придется платить в разы дороже). Есть возможность и желание – берем. Но – мое мнение – ряду туристов горелка нужна не столь часто, чтобы гнаться за «мультитопом». У нас, например, пока в нем нужды не возникало – мы пошли по пути попроще. Хотя удобно, факт.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ. Сначала ГАЗ. Что плита дома, что газовая горелка в походе – суть одна. Так что Вы умилитесь простоте ее устройства и работы – присоединил камфорку к баллону, открыл вентиль, поднес спичку (если не предусмотрен пьезоподжиг)– все!

Что надо учесть? Что не все баллоны (речь о фирменных) подходят ко всем горелкам. Об этом подробнее расскажет продавец- консультант, да вы и сами увидите это, взяв изделия в руки. В общих чертах: Camping gas обычно крепится к своему фирменному голубого цвета баллону с помощью пластмассового, с тремя фиксирующими усами, соединения. Соединение Colemana с баллоном (окрашен в серо-черные тона) – резьбовое. Но в природе существуют переходники с «усов» на «резьбу».

Обратим внимание на состав газовой смеси (пропан-бутан и чуть-чуть добавок для запаха (пропан на самом деле не пахнет)). Баллон от Camping gas обычно содержит смесь с преобладанием пропана. Такая смесь горит лишь при плюсовых температурах окружающей среды. Когда  чу-у-уть-чуть выше ноля – такая смесь горит с трудом, либо не подает признаков жизни вообще.

В ряде походов мы испытываем необходимость пользоваться газом при пониженных и отрицательных температурах. И не только зимой. Например, ПБЛ в Солянике (tо около +3-+5 Со). В этом случае в составе смеси бутан должен составлять около 70 %. Обычно производитель (Coleman, другие) пишет это достаточно крупно прямо под фирменным лейблом, зачастую подчеркивая дополнительными надписями и знаками (как то – область температур применения) «зимний» характер смеси.

ПРИМУС в эксплуатации сложнее и привередливее – накачай, прогрей, убеди; на морозе и вовсе порой замучаешься приводить его в чувство – в общем, нужны определенный опыт и сноровка. Хотя на самом деле все не так уж и страшно. Навык. Зато бензин дешевле. И, главное, в итоге примус горит как при «плюсе», так и при «минусе».

 

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ. Зато «бензу» можно пинать ногами, мять топором, ронять со скалы… Шутка J. Но все равно – сколько «Шмелей» и иже с ними ведет свой счет уже на десятилетия – только сальники меняй. А они, эти сальники, «летят» не регулярно, но порой часто - на поход иногда их надо даже не  два. Особенно если примус раскалить весь докрасна. Либо при неумелом прогреве (когда вся «машина пламенем объята, вот-вот рванет боекомплект» - никакой сальник не выдержит). …Один раз видел, как из примуса бьет двухметровый форс огня, а желающих тушить его как-то нет. И вот пополз по земле язык голубого пламени; а народ стал искать укрытия и пути для отступления. …Утрирую. Все было не так страшно, и все закончилось хорошо. Но два метра – факт.

Еще у примуса есть специфические «болезни» типа забившихся сопел, не пробиваемых затупившейся иглой. Но это совсем не смертельно, и к этому быстро привыкаешь.

«Газ» таких проблем как текущий сальник не знает. Зато (как было сказано выше), например, у Camping gasа в конструкции есть пластмассовые детали, при поломке которых горелка к баллону более не крепится. Но это вовсе не говорит о легкой «смертности» газовых горелок – это издержки отдельных конструкций, отсутствующие у других.

А еще бутылку с бензином можно ронять со скалы. А вот газовый баллон этого не поймет и не одобрит. Поэтому ронять его лучше после предварительного заворачивания в спальник. 

Что еще? Горит газ чище бензина, без копоти и гари. И потому предпочтительнее в условиях ПБЛа и прочих случаях работы в ограниченных и замкнутых пространствах. Но это не повод еще лезть с ним под землю – там и без газа-бензина довольно напачкано в последнее время. И в любом случае, газ ли, бензин – внимание при эксплуатации!– дабы не задохнуться.

Теперь. Сколько бы бензина не было в бачке – качай, и примус гореть будет, притом все также жарко и ярко. А у газовой горелки с заканчивающимся бачком огонь будет все слабее, слабее, а затем она и вовсе «кончится», не доизрасходовав баллона. Зато почти тут же можно поставить новый и работать далее. А примус перед очередной заправкой зачастую следует охладить (угадайте, зачем?).

Не для подкола читающих, но согласно требованиям безопасности – газовые баллоны группа должна выносить и утилизовывать в поселке. Никаких костров. Никаких схоронок под камнями в пещерах.

 

ВРЕМЯ РАБОТЫ. Чего на сколько хватает – подскажет инструкция и опыт общения с прибором. Ну а что приготовить на «ручном» огне – сорок порций лапши или один плов, равно как и то – жечь «на всю ивановскую» или изображать из себя скрягу и эконома –  решайте сами.

 

Итак, Ваш выбор. А что до нас, то мы выбрали газ. Из фирменной горелки. Дороже. Но надежнее. А цена – не так часто мы все же ей пользуемся, горелкой-то. Ибо хоть такой огонь и удобен, но греться перед горелкой всей командой неудобно, а петь песни под гитару под шипение примуса… неромантично, так скажем.

 

Г.К.Г., «Тигрис»

Хостинг от uCoz