НАЗАД

Как на Кодаре тряпки жгли

Кодар 2010. Фото.

- Соберись, тряпка! - подышали, и вперед. Точнее, вверх. Для нас вперед и вверх сейчас - объединенные понятия, надо каким-то одним словом их назвать. Хотя шагать удобней, чередуя оба эти слова: вперед и вверх, вперед и вверх… Ритмичнее, раз-два, раз-два!
- Соберись, тряпка! В узел завяжись! - да вот только не порваться бы!

Камни покатились из-под ног. Ну, эти далеко не улетят, команду можно не кричать - не дергать товарищей понапрасну. Черт, а вот этот хорошо пошел… - КАМЕНЬ! Камень-камень-камень!!!
Обошлось. Хотя здесь именно камни больше всего и напрягают (летающие твари, конечно, не в счет; "мошки" нельзя говорить, а то щелбана отхватишь в лоб). Если ты не в долине среди альпийских лугов и если рядом есть хоть какие-нибудь скальные стенки, будь начеку. Или забей. Кому как больше нравится. Я вот все время как взведенная пружина - устаешь от этого, жуть.

Но зато и реакция есть, и интуиция не подводит. Вон, когда на пик БАМ подымались, как не хотелось на том месте стоять… Вроде бы не хуже других местечко - там все равно на сто процентов нигде не спрячешься, а вот прямо зудело все: надо отойти, отойти! Отошла-таки - и нате вам, именно в том месте камень просвистел с отскоку, прямо туда, где только что переминалась.

А какой чемодан, нет, просто целый шкаф сошел на наших глазах с перевала Советских Географов! Век не забуду! Глядя на этот снежно-ледовый кулуар с уклоном больше пятидесяти градусов, зажатый в скальных стенах, как-то сразу подумалось: "Ничего себе советские географы! Вот это жгли, если действительно подымались сюда!" И еще подумалось, что если что-то сверху сойдет, деваться из этого кулуара некуда. Так и получилось. Когда мы подымались на перевал Четырех, который как раз напротив Географов, непередаваемый звук заставил нас обернуться и вогнал в оторопь: по линии подъема в узкой щели седловины медленно, как в страшном сне, оседал, подымая тучи снежной пыли, здоровенный валун… Рокот при этом стоял такой, как будто мы находились в центре грозовой тучи. Кажется, что это замедленное падение продолжалось очень долго, или так оно и было… Но картина эта врезалась в память на каком-то физиологическом уровне. Что делать, если такое пойдет сверху в подобных обстоятельствах, совершенно неясно.

Но нас Боги Кодара берегли. Боги - и каски. На БАМе мне такой подарок прилетел! Слышу - идет камень, скачет: тыц, т ы ц, ТЫЦ!... - и тишинааа… Напрягаюсь под каской - и тут такой БАЦ получаю по макушке, что чуть шея в грудную клетку не ушла по самые уши… Елки-палки, хорошая штука - каска! А руководителю нашему камушек вообще забавно пришелся, как раз точкой в конце фразы. Мы в тот момент все собрались в кулуаре, похожем на тот, по которому "шкаф" прошелся: узкий, между скал зажатый, снежной коркой покрытый, а под ней - пустота. Не глубоко, но проваливаться все равно неприятно. Ведь никто не предупреждает, сколько там лететь-то… Ну вот, мы по этому снежному языку довольно высоко в гору забрались. А шли мы на пик Черт - красивый, но вот с подходами оказалась какая-то засада. Смотрелось все легко, пока поближе не подошли. Вот уже кругом его обходим - и только этот язык нам и попался. Нет, его конечно можно было штурмануть с веревками, все как положено, но мы-то планировали всей гурьбой на него зайти, да еще и с собакой-скалолайкой… В общем, снежная лестница закончилась, а дальше - каменная пробка, как в песочных часах. Сдвинь один, вся сыпуха и посыплется… А мы в нижней колбе часов сидим, репу чешем. Идти дальше или ну его нафиг? Наш чиф на разведку отправился, ни одного камешка не уронил, пока со снега на скалу забрался - магистр Йода, а то! У нас не многие так умеют, скажем прямо. И вот стоит он там наверху, оценивает открывшиеся ему перспективы, а я внизу потихоньку народ по углам разгоняю, чтобы если "песок посыплется", нас совсем уж по глупому не замесило… Все расползлись, кто куда смог приткнуться, а начальник решил все же спуститься к нам обратно. Вниз так аккуратно у него не получилось (да и ни у кого бы не получилось), поэтому прятались мы в целом не зря. Понимаем, что дальше уже, видимо, не пойдем… Ну, кто огорчился, а кто и обрадовался. Руководитель тем временем слез, уселся и говорит: "Я принял судьбоносное решение!.." И тут ему - щелк по каске! Мы всё поняли, поржали и начали спускаться. Не пустил нас Черт! Да и черт с ним.

Зато все остальное складывалось наилучшим образом. Не пошли мы Скальный перевал с рюкзаками на ту сторону, ограничились "мужской" односторонней разведкой ("Это мое самое сильное впечатление за год! - так охарактеризовал эту прогулку Андрюха. - Не перевал, а безумие!"). Потому что все едет под ногами, целыми пластами сыпуха сползает. За что не возьмешься - все сыплется. И в этой каменной скрежещущей терке - ты, такой мягкий, из плоти и крови… Как представили мы тут своих девчонок, да еще и под грузом… Не пошли - и слава горным Богам! Благодаря этому мы включили в маршрут чудесное по красоте горное озеро с дурацким названием Угловое и один из самых красивых перевалов Кодара - Снежный, с которого открывается захватывающий вид на две долины, особенно на ту, неизведанную, где мы не были и куда мы не пойдем…

А какой ветер на Снежном, ммм! Вы когда-нибудь бывали в ситуации, когда очень, очень хочется пить, все внутри буквально пересохло, и вот наконец вы дорываетесь до воды, и пьете, пьете, и никак не можете напиться? Вот и на Снежном так - пьешь, пьешь этот ветер, и чем глубже его вдыхаешь, тем больше хочется еще.

А Угловое - удивительное. Синее в глубине и нежно голубое с солнечными зайчиками у берега, с песчаными пляжиками, светлыми водопадиками, искристыми снежниками, каменными обрывами… Маленькое море среди скал, в окружении цветущих полян. Тем оно и необычно: горные озера на Кодаре лежат в каменных чашах, там не увидишь такого радующего глаз сочетания - синего с зеленым. Вот только температура для купания не слишком вдохновляет: местами на поверхности плавает лед. Однако, манит неудержимо. Ну, я и не удержалась. Сбросила одежду и вошла в эту солнечно-голубую субстанцию. Шаг, другой, третий, окунуться - УХ! Искры из глаз! И на берег, скорее! Освежа-ает! И очищает, конечно. В такую воду зайти - это маленькое чудо. Все эти неописуемые горы вокруг, эти зайчики солнечные - все в тебе остается, надолго.

Что еще про Кодар рассказать? Все мы, тряпки, не один десяток раз готовы были порваться. Каждый по своему - а ведь для шестерых из нашей команды это был первый такой поход. А если посчитать скалолайку, то горы для себя открывали целых семеро. И трое условно бывалых. Условно, потому что, к примеру, я - думала, что в третий раз Кодар уже не поразит чем-то так, как в предыдущие… Ну да… Что вы! Впечатлений новых столько и таких, что и не знаешь, как рассказать… А как приятно встречать знакомые места! Вот здесь мы под камнем почти двое суток погоду пережидали… Тогда мир обрывался в нескольких шагах от палатки: есть, есть - и вдруг нету! И эта граница надвигалась неотвратимо - все вокруг пожирал непроглядный туман… И ощущение, что нету больше ничего, только этот маленький пятачок реальности, затерявшийся где-то между мирами… А вот тут мы специально остановились на ночлег, именно в этом месте, чтобы всю ночь слушать, как мелодично звенят льдинки в озере, покачиваемые легким ветерком… И вместо этого несколько часов подряд просто-напросто держали свою палатку изнутри, чтобы ее не скрутило и не сломало, и не могли расслышать друг друга в шуме ливня и громовых раскатов. А к утру ветер раздул облака и высушил мокрые вещи, и в путь мы двинули под космически синим небом… Тогда мы не прошли весь маршрут, потому что одному из нас все же камнем сломало руку. Легко отделались.

А на этот раз - восемнадцать дней, три кольца, десять перевалов и две вершины… И все это было… правильно! Каждый день приносил новые чудеса и испытания, мы просыпались и засыпали с ощущением полноты жизни, и ни один из этих дней не был прожитым зря. И как же на самом деле приятно и спокойно на душе, когда вот так берешь через "не могу" - соберись, тряпка! - и делаешь какие-то невероятные вещи, о которых потом можно сказать: дааа, ну мы и жгли!