Сайт Приморского отделения Федерации альпинизма России. Статья об участии дальневосточных спортсменов в международных соревнованиях по ледолазанию в Южной Корее в феврале 2009 года. Я был там, участвовал; читаю...

«...Судьи просят финалистов пройти в специальную пещеру, таких страдальцев насобиралось 25 человек. Подготовщики за каких-то 10 минут... сделали трассу. После идет построение и представление фамилий финалистов. Показ трассы... Контрольное время 5 минут.

В общем, Кирилл лезет где-то в первой пятерке, а вот Патан и Красный последним и предпоследним.

Кирилл начал хорошо и пошел довольно уверенно. Но на одном из перехватов у него вылетает молоток, в итоге - срыв. Досадно, но он и так прыгнул выше своей головы...».

Выше головы... Неужели меня это так сильно заедает? :-)

Я в ледолазании с 2003 года. Не спортсмен (такими становятся, либо начав тренироваться чуть не в детстве, либо делая это смыслом своей жизни), но по нашим меркам – неплохой физкультурник: многократный призер края, не раз выигрывал городские старты. Автор, вдохновитель и организатор хабаровского драйтулинга. Постоянный, если не ведущий постановщик всех ледовых дистанций наших ледовых стартов. Но... Международные соревнования. Три с лишним сотни участников, из которых более двухсот – мои конкуренты. Прыгнул выше? Или не допрыгнул?...

Уезжали нервно. Я вообще попал в состав сборной за неделю до поездки, да и то по причине отказа одного из членов команды; я же шел в рейтинге следующим за ним. Но проблемы с отсутствием времени на подготовку виз и ублажение работы были не только у меня. Рос денежный вопрос – сломался паром из Владивостока в южнокорейский Сокчо: туда однозначно летим самолетом; назад – неясно. Да и с визами...

Прикольно подставила нас владивостокская фирма, оформлявшая документы. Видимо, постеснялись попросить у нас справки с места работы. В консульстве, по одному, мы лично общались с консулом – отвечали на вопросы: цель въезда, сроки, почему нет обратного билета, откуда деньги. Вплоть до вопросов по физической географии Кореи – консул не хотел брать на себя группу из четырех здоровых лбов и одной молодой женщины, являющихся по заполненной анкете БЕЗРАБОТНЫМИ! :-)

...Что бы сказал-сделал консул, если бы видел впоследствии, КАК мы готовимся к соревнованиям! Предоставленные на сутки сами себе, мы лазали по всему, чему могли – восхождение в двойке по кондиционерам на высоту четвертого этажа по глухой стене одного из домов, болдеринг по облицованным камнем набережным, парные гонки на выбывание по сеульской крепостной стене. Эти и иные «административные правонарушения» разбавлялись знакомством с местными деликатесами, общением на улицах, экскурсиями по магазинам и проч. Не задержанные властями, но вызвавшие интерес многочисленных прохожих, мы вернулись в гостиницу.

Кстати о «мы». Мы – это: хабаровчане Кирилл Горохов и Юля Евко, находкодчане Саша Патанин и президент приморского альпинизма Саша Краснолуцкий, владивостокчанин Саша Ищенко. С нами – руководитель делегации Вадим Альбертович Гайнеев, переводчица Ирина, корейский представитель, к которому по его просьбе мы обращаемся «Mr. Che». В два хода на следующий день мы выезжаем поперек всей Южной Кореи в Сокчо, оттуда – в предгорья национального парка Сеораксан, на территории которого на водопаде Товагсан и состоятся Соревнования.

Ледолазание в Корее развито – факт. И показателем тому не только сотни участников соревнований. За время нашего корейского вояжа мы видели множество залитых «сосулек» - в основном небольших, высотой метра по 4-5. Но одна! 60 метров по основанию и 80 высотой, с колоннами, микстом, нависаниями! Все это залито искусственно в недельный срок при температурах едва за 10-15 градусов мороза в ста метрах от шоссе.

Живи, тренируйся да радуйся! Стоимость мотеля с самостоятельным питанием, зато теплыми полами и иным сервисом – в рублях от 400 до 1000. Правда, еда... Патан однозначно тоскует на разнообразно острой «ботве» и однообразно пресном рисе, я тоскую по жареному мясу, хлеба не хватает всем в принципе.

...Завтра соревнования. Т.к. водопад Товагсан от мотеля более чем в часе пути по тропам, обледенелым подъемам, снегу и т.п., идем на разведку. Надо и инструмент проверить на местном льду. ...Ищем своеобразно – Ирина еще не приехала, а Че уже где-то исчез. Общаться в Корее на англике сложнее, чем в Японии, например; а при попытке говорить на английском – понять вас, скорее всего, будет некому.

Дошли. Задавая вопросы на пальцах и ориентируясь по увиденной в парке схемке, подлезая под веревки с табличками «Do not cross». В паре-тройке мест стационарно висят веревки с узлами – для облегчения подъема-спуска. Тропа узкая. Завтра я увижу, как на этой тропе стоят в многосотметровой очереди спортсмены и болельщики. Моя попытка «обойти по целине» обернется соскальзыванием в ручей и намоканием по пояс. Забавно, но недалеко есть спасательный круг. Мне казалось, я попал в самое глубокое место :-).

Водопад красив! Две ступени, соединенные крутонаклонным скатом, суммарный перепад метров 300, в т.ч. нижняя «соревновательная» ступень метров за 80.

Лед мягкий. Обычно здесь в эти сроки под -20, мы же млеем при -5, проверяем свой инструмент, удивляем корейцев своими крючками-«фифами», вызнаем правила. Ирина завтра пойдет в горы впервые. Уверен, что завтра она подойдет явно после объяснения правил и порядка стартов.

Так и случилось. Спасибо за помощь корейскому парню со сложнопроизносимым именем, нами лихо преобразованным в Шойгу – он помогал как своим. Кстати, он каждый год на этих соревнованиях – в составе судейского лагеря. Когда я показал ему захваченный из Хабаровска прошлогодний номер журнала «Грань», где я впервые прочел о Товагсане, он тут же узнал на фото Машу Кутепову из Влада. А, найдя на фото милипусенького себя, и вовсе расцвел :-).

В общем, порядок стартов выяснен. Квалификация – вся по льду, без микста. Женская трасса – по натечной корке сантиметров 5-7 толщиной. Юля немного паникует – боится сломать. Вышло по-другому. Юля отлично шла, почти финишировала, когда ей объявили заступ. Все серьезно – за каждой трассой видеонадзор. Вечерний пересмотр записи показал, что в финал Юля не вышла. Досадно – в финале все пятна были под нее, как она любит. Не получилось... Спорт.

Ветераны идут по той же натечке. Наблюдаю с восторгом за старцами 70-ти лет, борющимися с тридцатиметровым подъемом – хочу лазить не хуже. По крайней мере, в пятьдесят... пять :-).

Мужских трассы две. На каждой – за сотню спортсменов борются за 13 мест в финале, итого 25-26 вакантов. Все реально. Единственно, по пятнам придется скакать – контрольное время 3 минуты.

Вблизи пятна не так просты. Маловаты, под корейский рост, и с нависаниями. Ищенко уже сошел, досадно заступив, Патан и Красный сделали «Топ» (как выяснится позднее – с первым и третьим результатом дня!).

Я «Топ» не сделал – не дошел двух пятен. Не в той я форме этот сезон... Это факт. Из четырех соревнований трое организовывал и судил; дважды за сезон вывернул хронически страдающее плечо и здорово подсадил локоть. Спорт, однако... В общем, по причине физической некондиции «Топа» не взял и уже собрался сворачивать молотки. Лишь следующим утром узнаю, что вышел. Это хорошая новость. Есть и плохая – из-за теплой погоды водопад посредине течет – отменяются соревнования на скорость. А мы здорово рассчитывали отыграться на «speed»е – это наша более сильная сторона, нежели предстоящий микст.
            Финальная трасса со льда переходит на подвешенное бревно (такие трассы  я лазал на нашей конструкции), оттуда на выглядящую почти гладкой скалу и метров через 5 – снова на лед. Итого метров под 50, на все про все – 6 минут.

В бревно воткнулся лишь Патан. Это потянуло на 17 место. Краснолуцкий с заступом 19-й. Я – 23-й. «Выпал» из какого-то по счету пятна, не разглядев более легкий заход на него и проскользив клювами по раскрошенному льду. Выше головы... Интересные ощущения: с одной стороны – до бревна я дойти мог реально; на большее претендовать с плечом было наглостью; с бревном я бы побороться мог реально; я выпал – и это факт. ...Нельзя жалеть, надо анализировать ошибки – важное соревновательное правило.

...Корейцы многое показали и многому научили. Пересматриваю порой видео прохождения победителей. Балет. Сила, незаметная глазу скорость движения – вроде и не торопится, а уже на скале! И «четверки», «четверки»! Ногу на руку, смена рук, смена ног... И микст.

...Через год приложу силы, чтобы вновь приехать на Товагсан. «Физика» заживет. Скала, «четверки» уже отрабатываются. Надо бы еще инструмент заменить. Наши горные ботинки здесь не пляшут: здесь не горы, нужна специализированная легкая ледолазная обувь и умение работать с ней. Надо бы и молоточки подновить, особенно ввиду работы по камню... Эх!...

...А еще были горные лыжи. Беседы на турбазе с корейскими друзьями. Забавная корейская портовая таможня. Шторм на пароме. Но это – уже другие истории...

Спасибо директору Центра военно-патриотического воспитания «Взлет» Ларионовой Елене Парфеновне за одобрение всех наших ледолазных идей и строительств.

Спасибо магазину «Экстремал» в лице Аюханова Наиля Исмогиловича и Казанцева Сергея Юрьевича за предоставленную экипировку.