«Тигрис»

ст. Форель -

г. Хабаровск

5 октября, среда

6:55  практически вся команда в сборе. Стоим под памятником Е. Хабарову, ждем Антоху

7:02  ну вот теперь мы уже полным составом. Выдвигаемся к нашему поезду.

7:37  пришлось довольно долго стоять и ждать, пока нас запустят в вагон. Самое главное, что мы уже здесь (успели найти свободные места и хорошенько поругаться с проводником).

8:43  успеваю заметить, что многие дома не позавтракали, или позавтракали, но очень плохо. Картинка: Сидим в поезде, за окном станция Волочаевка. Тут в вагоне появляется стаканчик с оливье, а за ним входит Денис с явно довольной физиономией, которая уже через пару секунд становится озабоченной (бедняга вспомнил, что ложка-то его лежит далеко-далеко)…

10:45 Лена дает сигнал о том, что пора собираться. Исходя из расписания, поезд прибывает на ст. Форель через 25 минут

10:55  упс, непредвиденные обстоятельства… Поезд стоит, так как на встречу идущий не может заехать на сопочку, от которой мы находимся по другую сторону… опять сели играть в карты…

11:42 непредвиденная стоянка закончилась. Карты собраны, вещи перетащены ближе к выходу.

12:03 Ура, товарищи! Мы благополучно выгрузились из поезда. Лена дает 10 минут для переодеваний, переупаковки и проч.

12:20  выдвигаемся со станции и вперед по проселочной дороге.

12:35 традиционная утряска. Хорошо, видимо, дома упаковались, ведь единственное, что пришлось сделать – это снять куртки.

12:40 продолжаем двигаться все по той же дороге. Каждый, похоже, уже определился каким темпом ему шагать. Получилось так, что мы невольно разделились на две группы. Те, что шли пошустрее вскоре увидели на дороге развилку, оглянулись – Лены сзади нет, ждать не хотелось. Естественно, что как все нормальные люди все решили пойти по той дороге, что лучше протоптана и которая шире (и хронометрист, дурень, туда же!). Прошло минут семь, как из-за поворота появляется запыхавшаяся Лена и сообщает радостную новость: «Ошиблись, родные мои. Разворачивайтесь, пойдемте опять до развилки, нам по другой тропе идти надо».

13:14 вернулись мы на развилку, сели на свои рюкзаки, дыхание перевели и уставились на распечатанные карты, которые нам еще в поезде розданы были. Вопрос на засыпку: «Где мы сейчас находимся?». Первым сообразил Денис (Браво!). Получили первый нагоняй от Лены (Правильно! Нечего теряться!).

13:17 Привал окончен. Радует то, что мы все еще продолжаем свой путь по дороге и что все встречающиеся нам подъемы незначительные.

14:02 (14:12 по последнему) По расписанию опять привал. Уже начали разгружать рюкзаки. Вот Светка, например, сердечно поделилась с нами своей тушенкой и сгущенкой (душевная девочка, однако, и совсем не жадная).

14:27 Время продолжить наш пока еще несложный путь. Все уже адаптировались к весу своего рюкзака и к темпу ходьбы.

15:00 дорога наша пересекается с ручьем. Решили, что это очень подходящее место для обеда. Первое дежурство было торжественно поручено Тохе и Ромке. Пока готовился обед, играли во что-то интересное («я возьму с собой в поход…, возьми, пожалуйста…»).

17:20 собираемся двигаться дальше (ох, как непросто заставить себя делать это после обеда).

***Ситуация: Обед.. Воспоминания о прошлых походах…

Денис: А помните, как я из штанов Чебурашку достал?

Лена: Для непосвященных объясняю: Штаны – это узкое отверстие в

пещере, шкурник

Голос: а-а-а…

Лена (смеясь): ну теперь понятно кто о чем…

18:07 А у нас опять привал. Все это время шли в горку. Подъем не крутой и по дороге, тем не менее, некоторые уже серьезно устали…

18:05 Продолжаем движение, смеемся, обдумываем познавательный привал. От практически официального лица, то есть от руководителя группы, мы узнали, что использованный скотч имеет, как минимум, три специальных термина в трех стилях русского языка (не зря же Лена - филолог).

*говно (видимо, разговорный стиль)

*испражнения (чистый литературный, даже сказать

книжный стиль)

*фекалии (судя по всему слово употребляемся

в официально-деловом стиле)

Вот так! Жили, не зная таких на первый

взгляд элементарных вещей.

18:37 (до 18:42) дорога неожиданно закончилась, оставив нас на чудной опушке. Сейчас немного передохнем и вниз, через бурелом к подножию г. Еловой.

19:08 все это время брели сквозь лес. Нашли прекрасное место для бивака.

*** Рассказ Марата: «Идем вниз стройным рядом. Впереди меня Женька. Смотрю себе под ноги, и на маячащий перед глазами зеленый рюкзак. Секунда, какое-то шипение и передо мной уже нет ни этого «зеленого монстра», ни собственно Женьки. От шума обернулся впередиидущий Серега. Видим картинку: между двумя упавшими, поросшими мхом деревьями слегка выглядывает верхушка Женькиного рюкзака (вот, оказывается, как иногда полезно носить за спиной всякие тяжелые громоздкие вещи). Хватаем его с двух сторон за лямки и изо всех сил тянем вверх. Когда бедный человек был вытащен нами уже по пояс, заметили признаки адекватности в виде хватающихся за все подряд ручек и барахтающихся ног. Вытащили, посадили на пенек… Женька просто на автомате встала и потопала дальше… Теперь я понимаю смысл выражения: «как сквозь землю провалиться»»

20:40 ух, тепло… дружно сидим у костра. Ужин уже в процессе приготовления, спальники и пенки заботливо уложены в палатках.

23:00 объявлен отбой. В голове все еще вертятся события дня и вечера: то, как делились впечатлениями, на сколько для каждого из нас был труден сегодняшний день.

Лена предлагала два варианта действий на завтра: 1) встаем утром, быстренько завтракаем, бежим налегке на сыпухи, а потом все так же быстренько обедаем и восходим на г. Еловую или 2) сразу после завтрака выдвигаемся на Еловую. Единогласно проголосовали за первый вариант.

Улеглись спать мы, естественно, не сразу. Меня, например, интересовал вопрос: как так положить голову среди этого всего хлама, чтобы ей было удобно. Народ с другой стороны нашего жилища обсуждал не менее насущные проблемы о том, как так развести Женьку на массаж и кто ночью замерзнет больше всего… К сожалению, люди в соседней палатке не разделили нашей живости и болтливости… Мы практически сразу угомонились, когда нам третий раз сделали страшное замечание…

6 октября, четверг

7:00 в соседней палатке начали происходить какие-то изменения… Сперва кто-то мерзко жужжал молнией спальника, затем молнией своего жилища, потом этот кто-то начал шелестеть полиэтиленом, и окончательно разбудил всех, кто еще не совсем проснулся. Шепот, топот и прочие звуки, которые может создавать раньше вас проснувшийся человек, были представлены в полном объеме. В общем, покоя нам так и не дали до

8:00, когда нас окончательно выдернули из состояния полусна путем дикого оранья. Надо сказать, мне и всем «рядомлежащим» новость о том, что уже пора вставать, не очень-то и понравилась. Но что же делать! Пришлось взять себя в руки и вытащить сонное тело свое из теплого спальника.

8:46 мысли о сне испарились сразу после завтрака. Пришло время двигать на сыпухи. Денис с Ромкой решили остаться в лагере, чтобы отдохнуть и приготовить обед (ну, это по официальной версии; зачем они остались на самом деле, до конца не известно).

10:36 ну вот прошло еще меньше двух часов, а мы уже сидим на самой вершине сыпух (во время пути мы тройку раз останавливались на несколько минут для того, чтобы перевести дыхание и подождать тех, кто шел более спокойным темпом).

12:30 до середины сопки спускались вниз по камням, дальше пошли через лес. Выйдя к ручью, мы побрели обратно к биваку «Тигриса». В лагере уже пахнет обедом. Сейчас перекусим, соберемся и на покорение г. Еловой.

14:10 Ну вот, мы уже готовы дальше прорываться в лес: рюкзаки упакованы, костер затушен, флаг снят. Вперед, на гору!

*** Сложно сказать о конкретном времени наших остановок, так как их было довольно много. В среднем, мы отдыхали каждые 15-20 минут. Примерно до середины (или даже чуть больше), мы старались идти все вместе, и ждали тех, кто был позади. Однако потом нам пришлось разделиться на две группы и идти своими темпами.

Надо сказать, что подниматься на Еловую с той стороны, что пошли мы, не так-то и просто, ведь склон полностью окутан буреломом.

17:05 Мальчишки первыми прибежали на вершину Еловой (848 метров) раньше остальных, и Антоха пошел обратно вниз, чтобы помочь Светику с рюкзаком. Все остальные остались на вершине.

17:28 и вот уже показались не очень-то счастливые (или просто уставшие?) лица всех, кто шел позже. Сейчас, сбросив рюкзаки, мы налегке пойдем на камень, являющийся самой высокой точкой Еловой.

17:52 разделившись на две группы, мы быстрыми темпами начали спуск к ручью. Здесь склон менее завален чем тот, по которому мы восходили.

*** Получилось так, что первая группа случайно разделилась еще на две. Причем первая подгруппа была с компасом и GPS, а вторая с неясными представлениями о том, где находится место встречи всех трех групп.

Народ с GPS благополучно спустились вниз, и пошли вдоль ручья в сторону подножия г. Она. Когда стемнело, они расположились и стали ждать остальных…

Третья подгруппа (те, что шли позже всех) вскоре встретили вторую, которая сидела около ручья в сомнениях, правильно ли они шли все это время.

20:36 объединившись, вторые и третьи прибыли на место бивака, где первая группа уже успела развести костер, принести дров и начать подумывать о том, не пора ли пускать человека навстречу (не успели - мы пришли раньше!).

21:30 сегодня мы так устали, что после ужина разошлись по палаткам и без шума улеглись спать. Ни на песни под гитару, ни на просто разговоры сил не осталось.

7 октября, пятница

7:00 у Светки на будильнике заиграл гимн России. Ужасно просыпаться под такую музыку! Вызывает какое-то странное чувство антипатриотизма… нельзя так с утра…

8:32 в лагере объявлен подъем. Со-о-онные тела начали медленно выползать из палаток…

11:00 сегодня у нас поздний выход. Все не очень веселые, так как нам немного досталось от Лены за порядок, который мы должны оставлять после себя (точнее нам досталось, конечно, за беспорядок)…

11:18 утряска. Сейчас шли по бурелому вдоль ручья. Есть последняя возможность набрать воды, так как сейчас начнем восхождение на г. Она (т.е. ближайшие обед, ужин и завтрак воды с ручья не будет).

11:42 у нас привал. Все это время поднимались на «Нее». Склон достаточно крутой, но радует, что нет такого бурелома как на Еловой. С этого момента Лена разрешила двигаться всем своими темпами. Видимость замечательная: впереди немного сыпух, редкие деревья и высокая трава.

14:00 и вот наша группа добралась на вершину (первые пришли уже в 13:30, последние подтянулись к 14:45). Сложно сказать про всех, но мы отдыхали приблизительно по 2 минуты через каждые 15 – 20.

Всем нам довелось пройти через «ЕЕ» «ворота». Таким своеобразным входом в этот мир красоты служат две березы, растущие непосредственно у самого верха.

*** г. Она на самом деле замечательное необычное место. Заросли по пояс чередуются с кочками, буреломом и сыпухами. Пожалуй, один только вид отсюда стоит всех тех сложностей, что уже позади. Здесь и вправду чувствуешь себя в другом мире, где нет времени…

15:45  ну вот и все. Мы немножко посидели здесь, перекусили и уже через несколько минут вершина «Нее» останется позади. Начали спуск по сыпухе (склон не крутой, не пологий), идем на г. Соседку.

16:10  бросив рюкзаки на чудной поляне в лесу (между двух сопок), отправились осматривать окрестности.

16:43 так и не найдя более подходящего места для бивака, решили остановиться там, где первоначально оставили вещи.

*** Ужин выдался на славу! Овсяные хлопья с курагой очень понравились всем без исключения! Кроме того, было много всяких вкусностей, и правильно, ведь сегодня

«ТИГРИСу»

ИСПОЛНЯЕТСЯ 6 ЛЕТ!

С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ!

По такому поводу был устроен праздничный фейерверк (или даже можно назвать это практически настоящим салютом!).

Торжественное построение под флагом и шестикратное «Ура»! Кроме того (!) было подготовлено две бутылки шампанского, одна из которых была открыта прямо во время праздничного фейерверка.

В общем, день рожденья прошел очень удачно: песни под гитару, воспоминания о прошлых походах, отзывы и пожелания на будущее.

Что ж, хочется, чтобы «Тигрис» всегда был таким же веселым, добрым, гостеприимным, и поистине пропитанным командным духом клуба, ведь это так здорово, когда в любой ситуации чувствуешь, что чтобы ни случилось, всегда можешь рассчитывать на руку помощи!

8 октября, суббота

7:00  и опять в нашей палатке раздается это страшный гимн! Гимн Российской Федерации. Бр-р-р…. Бедные дежурные…

7:55  эти бедные дежурные уже приготовили завтрак и пытаются вытащить всех из палаток, заявляя, что завтрак начнется без нас (хм… неужели они думают, что мы такие наивные?)

10:00  «Тигрис» собрался духом, упаковал рюкзаки и вновь готов к покорению горных вершин. Наш путь лежит на г. Соседку, склон которой достаточно крутой, но короткий…

10:29 сделав утряску и отдохнув на вершине начали спуск по бурелому. Проходимость хорошая, никаких очень сложных участков…

11:05  после очередного привала нам приходится идти вниз, и все так же через бурелом.

12:00  мы нашли целую поляну с брусникой… что тут говорить: были безумно рады этому, наелись ягоды…

12:12 налегке поднялись на вершину Новой Форели, изучили дальнейший маршрут, внимательно рассмотрели все ближайшие сопочки…

12:45  вернулись к своим рюкзакам, немного перекусили и в

13:05 продолжили свое движение по практически ровному участку водораздела.

13:53 позади остался несложный кусочек маршрута с четырьмя небольшими спусками и подъемами, один из которых был с сыпухой. Сейчас мы опять таки находимся на вершине (говорят, она без названия), с которой предстоит спускаться на р. Шокму. Здесь впервые за долгое время мы нашли печальные следы пребывания человека (теперь их там уже нет). А еще в самом центре вершины стоит огромный столб, по всей видимости, символизирующий чье-то здесь появление.

Все сопки вокруг затянуты пеленой дыма (судя по всему, где-то неподалеку отсюда бушуют пожары). Такая мрачно-серая картина. Так грустно смотреть, что горят леса…

Кстати, подъем на эту сопку был самым «можжевеловым», ведь нам порой приходилось огибать довольно большие участки, чтобы не ходить по растению…

15:45 вот и пришел момент, когда нам надо начать спуск по сыпухам в сторону р. Шокма.

15:53 получаем от Лены указание разделиться на две группы. «Супербизоны» идут впереди, находят место для бивака, разводят костер, а остальные идут не спеша и вскоре выходят на первую группу.

*** В итоге все получилось так: «Супербизоны» с места разделения продолжали спуск вниз по сыпухе, которая вскоре стала покрывать спуск с уклоном градусов в 75. Сворачивать в лес они не решились, поскольку такого указания не получали. Благо, все закончилось благополучно, и вскоре, оказавшись у подножия, они прошли еще немного и обустроили бивак.

18:08  две группы оказались вместе. Все это время «не Бизоны» шагали вниз не по сыпухе, а по лесу. Надо сказать, тоже не самое приятное занятие, поскольку бурелом и заросли лиан не давали нам нормально двигаться. Ноги постоянно норовили съехать по сухой листве с бешеной скоростью. Тем не менее, спуск по лесу был куда более безопасным.

К сожалению, свой последний вечер группа встречала не полным составом, так как наш замечательный зав.хоз. Денис решил быть дома раньше на сутки, и вечером ушел на поезд. Тогда Антоха приступил к своим прямым обязанностям заместителя зав.хоза, и первое, что он решил сделать в силу своих полномочий – это посчитать оставшиеся продукты, с целью правильного их распределения между оставшимися приемами пищи.

К величайшему удивлению команды продуктов оставалось довольно-таки много и пол вечера было посвящено пожеланиям здоровья и благополучия любимому зав.хозу Денису за чудо–раскладку.

По такому поводу было предложено сделать праздничный тортик (знаменитые «мозги туриста», ставшие впоследствии в нашем исполнении креатив-блюдом «Лови Момент»). С огромным энтузиазмом за это нелегкое дело взялась Света, никогда раньше не пробовавшая это чудо кулинарного искусства (оправдались ли ее надежды, история умалчивает)…

И еще: именно в этот вечер мы дружнее всего пели выученные к этому моменту песни (наверное, лесорубам на той стороне не так уж и сладко спалось…)

9 октября, воскресенье

Сегодня особенный день: крайний день похода по Вандану. Так как никаких отставаний в графике движения не наблюдалось, нам полагался непродуктовый бонус: поздний подъем!

8:40  дежурные звонко прокричали о том, что пора бы уже начать выгребаться из палаток…

*** Сборы сегодня проходили так же в особом, неспешном темпе. У каждого была возможность заняться своими делами: кто-то решил поиграть в карты, кто-то отправился на сыпухи, а кто-то решил нагреть воды и хоть чуть-чуть привести себя в порядок…

12:00 выдвигаемся с места стоянки, и уже через несколько минут ходьбы выходим на дорогу, которая, собственно, и выведет нас на станцию…

12:38 устроили небольшой (всего-то 2 минуты) привал, чтобы дождаться тех, кто идет немного позади. Весело у нас, шли, песни пели…

13:23 после небольшого отдыха (до 14:08 мы вновь движемся по направлению к станции). Вся дорога изрезана мелкими морщинами мокрой земли, засыпана хорошим слоем ярко-желтой листвы и залита лужами… красиво все же…

*** Прибыв на станцию расположившись под большим деревом, команда послала гонцов в ближайший сельский магазин за вкусняшками…  Йогурты, шоколад, фрукты, вода (так странно, что кому-то показалось мало тех сладостей, что были с собой в походе).

16:50 перебираемся ближе к рельсам, ведь исходя из расписания, поезд должен прийти уже через 10 минут…

17:00  поезд пришел, но не наш…

17:40 буквально с небольшим опозданием (хм…) пришел наш… О том, как добирались лишь в четырех словах: тесно, душно, немножко грустно…

21:00 прибыли в Хабаровск, где на станции нас ждала группа поддержки в лице Ромки Муравьева и зав.хоза Дениса (для которого каждый из нас уже заранее приготовил доброе слово)…

P.S… шла домой, положила руки в карманы, а там… конфеты Дубок… на самом деле так приятно-приятно…

Немножко об итогах…

Всему свое время.… И время, которое суждено нам было провести на Вандане, подошло к концу. Вот так смотришь на этот такой простой и такой важный момент своей жизни и думаешь: «А почему все самое классное так быстро заканчивается?» Наверное, потому, что если бы этого было много, оно бы не было таким важным, таким особенным…

Чем был Вандан? Каждый отметил в нем что-то свое, нужное ему лишь одному. Мы в очередной раз проверяли себя на прочность, убегали от мрачной пелены городской утомляющей обыденности и повседневности, а порой и просто уходили от себя. Мы шли каждый своими дорогами в свое сердце, и никогда не задумывались об этом. И все эти пять дней мы жили так, как мечтает жить любой дальневосточный романтик… Пусть нам завидуют!

Вобрав в себя безмятежность и величественность Вандана, мы стали чуточку добрее и справедливее, сильнее и честнее с собой.

По возвращению сложно было перестроиться на лад хабаровской жизни и вновь влиться в бесчисленную свору бытовых забот. Но мы, в чем-то пересилив себя, вновь окунулись в эту жизнь. Мы все так же, как и прежде, ходим на учебу и на работу, на скорую руку готовим ужины, иногда смотрим телевизор по вечерам, общаемся с родными и близкими и ходим на тренировки. А по ночам нам снится Вандан, тот, что дал нам силы еще раз взглянуть на свою жизнь с другой стороны…